Посмотреть мир из окна автомобиля сегодня уже не так интересно. Гораздо заманчивее увидеть мир из иллюминатора самолета. С каждым годом появляется все больше и больше желающих сесть за штурвал.
Для этого не обязательно быть профессиональным пилотом — можно начать с самого малого: отправиться в ознакомительный полет, приобрести летные навыки и получить лицензию пилота-любителя. В Чехии множество авиашкол с радостью предложат вам свои услуги по обучению пилотированию.
Авиашколы в Чехии: история
Получить лицензию пилота в Чехии можно в частных авиашколах, аэроклубах, центрах подготовки или на курсах пилотов, а также на «летных» кафедрах университетов.
Самый простой путь — пойти учиться в авиашколу. Десятки учебных заведений каждый год открывают свои двери для всех желающих.
Первые авиашколы в стране появились в начале прошлого века. Сначала это были школы при аэродромах. Они принадлежали авиакомпаниям, которые там базировались. Строился аэродром, на нем базировалась авиакомпания (не обязательно чешская), открывалась школа или курсы, на которых учили летчиков.
В начале 50-х годов 20 века в Чехословакии появились аэроклубы, при которых тоже открывались курсы пилотов. Каждый желающий с соответствующим состоянием здоровья мог пройти обучение и получить сертификат пилота.
И только в конце 80-х годов прошлого века получила развитие частная авиация. Школы появлялись на базе все тех же аэроклубов или самостоятельно. Только теперь сначала открывалась школа, потом рядом с ней создавали небольшой аэродром для учебных полетов.
Частные авиашколы: как стать пилотом
Кто может учиться
Пойти учиться на пилота авиалиний общего направления в Чехии может каждый, имеющий за плечами среднее образование (российские 9 классов) и достигший возраста 17 лет. Приступить к обучению можно раньше, с 16 лет, но к экзаменам студента допустят только по достижении им возраста 17 лет. Верхнее ограничение по возрасту — 60 лет.
Как правило, в частную авиацию приходят люди самого разного возраста от 20 до 50 лет. Кто-то жить не может без неба, кто-то пытается реализовать свою детскую мечту, кто-то хочет получить хорошую востребованную профессию, кто-то движется к гражданской авиации, а для кого-то это просто хобби. Мужчин гораздо больше чем женщин. Вообще, женщины-пилоты в Чехии большая редкость.
Поступить в авиашколу несложно, если, конечно, вы не выбираете профессию гражданского или коммерческого пилота. Достаточно будет выбрать школу, заполнить заявление-анкету, оплатить обучение, согласовать сроки начала занятий и прибыть точно в дату, указанную администрацией школы. Обучение в школах платное, поэтому на первую «частную» лицензию экзамены сдавать не требуется.
Еще один критерий, который нужно иметь в виду — это состояние здоровья. Для обучения в школе будущие летчики обязаны предоставить справку о состоянии своего здоровья не ниже 2 класса. Чтобы управлять воздушным судном, студент должен быть здоров физически и психически. Для пилотов-любителей потребуется справка Medical 2 class. То есть, человек не должен иметь серьезных физических и психических заболеваний. Как правило, получение такой справки не составляет труда для более-менее здоровых людей.
Получение справки обычно занимает не более 3 дней. Необходимо пройти медицинский осмотр (обычно смотрят давление, делают электрокардиограмму, проверяют зрение) и сдать простейшие анализы (кровь, моча). Если со здоровьем все в порядке, справку выдадут уже на следующий день. Многие авиашколы требуют наличия медицинских сертификатов к началу обучения, другие к началу самостоятельных полетов. Некоторые школы предлагают пройти медкомиссию в своих медицинских центрах.
Нужно учитывать, что в большинстве школ процесс обучения проходит на чешском или английском языках. Школ, которые предлагают обучение на английском, гораздо меньше. Поэтому желательно владеть одним из этих языков хотя бы на уровне понимания. В остальном, граждане России поступают в частные авиашколы, практически, на тех же основаниях, что и граждане Чехии.
На кого учат в авиашколе
Большинство частных авиационных школ предлагает обучение по нескольким специальностям:
- Частный пилот самолета, вертолета (PPL — Private Pilot License).
- Коммерческий пилот самолета, вертолета (CPL — Commercial Pilot License).
- Пилот линейных авиалиний с ограниченной лицензией (ATPL — Airline Transport Pilot License).
В некоторых авиашколах возможно пройти переквалификацию по различным типам самолетов, модульное обучение отдельным блокам ICAO, IR(A), MMC и т.д.
Курс «Частный пилот самолета с лицензией PPL (Private Pilot License)»
Курс рассчитан на людей, которые видят авиацию своим хобби. Эта лицензия необходима тем, кто хочет летать самостоятельно на собственном или арендованном самолете и получать удовольствие.
Курс состоит из 2 частей: теоретической и практической. В теоретической части изучаются дисциплины, связанные с эксплуатацией воздушного судна, основами полета, основами аэронавигации, аварийно-спасательные дисциплины, воздушное право. Теоретический курс при интенсивном обучении, обычно, длится 8-10 дней.
Практическая часть включает в себя в общей сложности 45 часов полета на самолетах типа Сessna C-152, Technam P-92 JS, Zlín Z — 43 . Из них — 5 часов «полета» на аэротренажере, 30 часов полета с инструктором и 10 часов полета соло. При условии хорошей «летной» погоды практическую часть возможно пройти за 20—30 дней.
При интенсивном обучении и «летной» погоде курс пилота частного самолета можно пройти за 1—1,5 месяца. Однако часто курс растягивается, и обучение длится 3—6 месяцев.
Для поступления на курс достаточно написать заявление, предоставить справку о состоянии здоровья Medical 2 class и оплатить курс. Минимальный возраст поступающего — 16 лет, для получения лицензии — 17 лет. Экзамены сдавать не нужно.
Курс «Коммерческий пилот самолета с лицензией CPL (Commercial Pilot License)»
Первый шаг на пути к «большой» авиации. Прекрасно подойдет для тех, кто хотел бы сделать пилотирование своей профессией. Данная лицензия позволит работать в области коммерческой авиации: совершать коммерческие перевозки небольших грузов, полеты по найму, туристические полеты, проводить аэро- и фотосъемку местности, оказывать услуги в сфере воздушной транспортировки.
Обучение состоит также из теоретической и практической части. В теоретической части изучаются «Воздушное право», «Эксплуатация воздушного судна», «Метеорология», «Основы полета», «Аэродинамика», «Гражданская навигация», «Радионавигация», «Планирование и контроль полета», «Аварийные системы», «Человеческий фактор» и другие.
Практическая часть состоит из 25 общих летных часов. Для полетов обычно предлагаются такие самолеты, как Сessna C-172, Zlín Z — 142. Далее для соискателей квалификации IR (полеты по приборам) предоставляется еще 10-15 практических летных часов.
Для поступления на курс необходимо иметь лицензию PPL, действующую медицинскую справку Medical 1 class и не менее 150 часов общего налета. Минимальный возраст абитуриента — 18 лет. Для зачисления на курс необходимо пройти вступительные тесты по математике, физике и английскому языку.
Курс «Пилот линейных авиалиний с ограниченной лицензией ATPL (Airline Transport Pilot License)»
Это наивысшая лицензия для пилота, которую можно получить в авиашколе. Данная лицензия по окончании обучения позволить работать первым помощником на коммерческих линейных авиалиниях, а со временем и набором летных часов — выполнять обязанности командира воздушного судна. Эта лицензия необходима тем, кто хочет прочно связать свою жизнь с профессией пилота и в будущем работать в области гражданской авиации.
Большинство школ предлагает только теоретическую часть, состоящую из 650 часов. В теоретической части изучаются: «Воздушное право», «Процедуры УВД», «Аварийные системы и устройства», «Планирование и контроль полета», «Генеральная навигация», «Вес и баланс самолетов», «Конструкция, электронные приборы и необходимые системы самолета», «Метеорология», «Принципы полета», «Коммуникация», «Радионавигация», «Человеческий фактор и ограничения», «Аэродинамика». Теоретическая часть длится 33 недели.
Летные часы по данной специальности во многих школах не предоставляются. Однако некоторые авиашколы включают в обучение и практическую часть, т.е. непосредственно часы налета. Как правило, практическая часть содержит около 200 летных часов. В таких школах обучение на курсе ATPL стоит в разы дороже. Зато по окончании курса у выпускника и возможности шире.
Для зачисления на курс пилота ATPL одни школы требуют предоставить лицензию пилота PPL, действующую справку о состоянии здоровья Medical 1 class, пройти тесты по математике, физике и английскому языку. Минимальный возраст абитуриента — 18 лет. Другие же, наоборот, ограничиваются возрастом 21 год и справкой о состоянии здоровья и больше ничего не требуют. Все остальные лицензии предлагается получить в процессе обучения. Правда и курс обучения в таких школах стоит существенно дороже. Чтобы заинтересовать соискателей этим курсом, владельцы школ дарят студентам iPad и iPhone для лучшего усвоения учебного материала.
Отдельного внимания стоит курс «Английский язык ICAO». Этот курс необходим тем, кто собирается летать не только в Чехии, но и за ее пределами. Международные полеты предполагают знание пилотами английского языка не ниже 4 уровня по шкале ICAO.
В программу курса входит 50 часов интенсивного обучения. Школы предлагают обучение английскому языку по специальной программе. Студенты изучают авиационную лексику, терминологию, фразеологию, проходят симуляционную практику.
По окончании данного курса проводится экзамен VFR на уровень 4 или уровень 5. Именно этот уровень необходим для полетов по Европе и радиокоммуникации. Результаты экзамена ICAO 4 действительны 3 года, ICAO 5—6 лет, ICAO 6 — действие во времени не ограничено.
Многие школы предлагают пройти такой курс параллельно с основным курсом обучения. Для поступления на курс не требуется сдавать никакие экзамены, но необходимо хорошее знание английского языка для понимания лекций и усвоения основного материала.
Чему еще научат в летной школе
Кроме самых популярных курсов большинство авиашкол предлагает также обучение по следующим направлениям:
- Частный пилот вертолета (PPL (H);
- Коммерческий пилот вертолета (CPL (H);
- Полеты в ночи (квалификация NIGHT);
- Полеты по приборам (квалификация IR);
- Многомоторные самолеты (квалификация МЕР);
- Воздушный инструктор (квалификация FI);
- Фигуры простого, сложного и высшего пилотажа и некоторые другие модули.
Для того чтобы абитуриенту проще было определиться с будущей специальностью, многие частные школы предлагают пробные полеты. За небольшую сумму, порядка 100 евро, можно попробовать себя в качестве пилота самолета или вертолета, и убедиться в правильности или ошибочности выбора.
Стоимость обучения
В целом по стране цены в авиашколах не сильно отличаются. Стоимость самых популярных курсов во всех школах примерно одинакова:
- Курс PPL самолета/вертолета — 4860/14300 EUR
- Курс CPL самолета/вертолета — 3600/8300 EUR
- Курс ATPL теория/теория и практика — 2350/32000 EUR
- Курс «Английский язык ICAO» с квалификационным экзаменом — 450 EUR
- Курс «Полеты в ночи NIGHT» — 730 EUR
- Курс «Воздушный инструктор IR/FI» — 1430/5300 EUR
Кем работать после обучения
Все курсы в авиашколах заканчиваются квалификационными экзаменами по теоретической и практической частям. Успешно сдавшие экзамен студенты получают соответствующую лицензию с разрешением на совершение полетов.
Те, кто учился «для себя», получив лицензию пилота-любителя, заканчивают обучение. Кто-то получает интересную профессию, связанную с авиаперевозками, и продолжает модульное обучение. А кто-то продолжает идти маленькими шажками по дороге к большой мечте — гражданской авиации.
Ирина Сидорова
Оформите туристическую страховку не выходя из дома!
cherehapa.ru
Страховой полис придёт вам на почту.
Его останется только распечатать.
Оформить за 7 минут →
Мы подобрали для вас интересные экскурсии
Также вы можете вступить в наши группы в социальных сетях: ВКонтакте и Одноклассники.
Ну, и не забывайте ставить нам лайки, кликая на кнопочкам слева.
Количество комментариев: 3
Шариф
Прошу вас дать информацию о полных расходах включая: обучение от PPL до ATPL (теория и практика (ночные, по приборам, с инструктором)), проживание и виза?
Виталий
Пожалуйста, дайте полную стоимость обучения ATPL и возможности работать линейным пилотом после обучения.
Derya
Здравствуйте, меня зовут Derya. Я из Азербайджана, пожалуйста, отправьте мою почту подробную информацию о длительности CPL курса и цене.